О проекте |
|
Правила |
|
Вопрос дня |
|
Статистика |
|
ЧаВо |
|
Архив вопросов |
|
Сообщения |
|
Форум |
|
Конкурс вопросов |
|
Регистрация |
|
Сейчас на сервере:
|
Реклама:
|
|
|
ID |
Автор Дата созд. |
Текст |
протест на вопрос 15.09 |
5426 |
vepe 17-09-2006 22:31:42 |
вопрос дуален, я ответил, например, *трагедия* и *козел*.
кажется, есть и другие возможные варианты. |
Смайлы • Вернуться к списку тем • Страница 1
2
» 3 «
4
5
|
5465 |
vepe 20-09-2006 02:15:49 |
ув. inga, в целом Вы правы. С той только поправкой, что в формулировке вопроса версия автора напрасно названа *самой правдоподобной* (смотри мой пост 5452). Версия БСЭ представляется мне более убедительной.
Жертвоприношения овец богам по случаю малого триумфа не оспариваю, только это были не овцы, а условные овцы, ибо муфлоны, от которых в основном происходили европейские домашние овцы, не были белыми, а высшие боги требовали белых. Иначе говоря, это были козы (или козлята). См. выше цитату из Библейского словаря про агнцев.
Случайное происхождение слова *овация* от овцы также не оспариваю, ибо оно произошло от другого слова
Что же касается глагола *ликовать*, то, по мнению некоторых источников, в латинском языке принят иной способ словообразования - в данном случае существительное произошло от глагола с помощью форманта (ссылка)
А про вероятный источник вдохновения ув. darky сейчас напишу с комментариями.
P.S. Ник мой, в отличие от латинских слов, образован случайным способом (хотя есть в нем одна буква от имени). |
5466 |
vepe 20-09-2006 02:18:23 |
Ув. inga, соврал - две буквы. Прямо на конкурсный вопрос получилось похоже |
5469 |
vepe 20-09-2006 05:08:37 |
Откуда же все-таки взялась сомнительная версия про овцу? Вероятно, она пошла от Плутарха:
*Так как враги Марцелла возражали против предоставления ему триумфа, ссылаясь на то, что война в Сицилии еще не совсем окончена, а равно и на то, что третий триумф может стать источником зависти и неприязни к полководцу, он уступил им и согласился довести все великое шествие целиком лишь до Альбанской горы, а в самый город вступить малой процессией, которую греки называют «эва», а римляне — «овация». Справляющий овацию не едет на запряженной четверкою колеснице, не увенчивается лавровым венком, вокруг него не гремят трубы; он идет пешком, обутый в сандалии, в сопровождении целой толпы флейтистов, и голова его увенчана миртом — зрелище скорее мирное и приятное, чем внушающее страх. На мой взгляд, это самым убедительным образом свидетельствует, что в древности лишь обстоятельства дела, а не его размеры определяли различия между триумфальными шествиями. Те, кто одерживал победу, выиграв сражение и истребив врага, совершали въезд воинственный и грозный, обильно украшая людей и оружие ветвями лавра, как это принято при обряде очищения войск; тем же полководцам, которые, не прибегая к насилию, улаживали все посредством убеждений и переговоров, закон назначал это мирное и праздничное шествие, сопровождавшееся радостным пэаном. Ведь флейта — миролюбивый инструмент, а мирт посвящен Афродите, которая больше всех остальных богов ненавидит насилие и войны. Этот вид триумфального шествия получил название овации не от греческого слова «эвасмос» [euasmos], как думают многие, — ведь и большой триумф справляют с песнями и криками ликования, и греки просто исказили латинское слово, приблизив его к одному из слов своего языка, в убеждении, что победители, между прочим, оказывают почести и Дионису, которого мы зовем Эвием и Фриамбом. На самом же деле существовал обычай, по которому полководец при большом триумфе приносил в жертву быка, а при малом — овцу. Овцы по-латыни «ова» [oves], отсюда и происходит название «овация». Любопытно отметить, что спартанский законодатель установил порядок жертвоприношений, как раз обратный римскому. В Спарте полководец, достигший своей цели благодаря хитрости и убедительным речам, приносит в жертву быка, а победивший в открытом бою — петуха. Так даже столь воинственный народ, как спартанцы, полагал слово и разум более достойным и подобающим человеку средством действия, нежели силу и отвагу. Впрочем, каждый вправе сам решить для себя этот вопрос.*
---------------
Этимология, защищаемая Плутархом, была в Риме общепринятой.* (прим. М.Гаспарова).
(ссылка)
Примечание академика Гаспарова свидетельствует, без сомнения, о том, что сам он относился к этой версии скептически. Заметим еще, что грек Плутарх знал латынь отнюдь не в совершенстве.
Однако нам здесь интересны не домыслы Плутарха о происхождении слова, а его свидетельство, что во время малых триумфов оказывались почести и приносились жертвы не только Юпитеру, а также упоминание мирта и флейт. Тут явно прослеживается влияние Греции, откуда и пришел, собственно, сам институт триумфа.
Присутствие здесь Диониса объясняется следующим образом:
*Красный краситель использовался также для раскраски лиц мужчин — участников культа плодородия (Павсаний II.2.5) и царей-жрецов (см. 170.11). В Риме этот обычай сохранился в виде раскрашивания красной краской лица триумфатора. Военачальник в этом случае олицетворял бога Марса, который, прежде чем стать римским богом войны, был весенним Дионисом, и именно в его честь назван весенний месяц март.*
(Роберт Грейвз, ссылка)
Вот оно что! А уж кого жертвовали Дионису, мы знаем (отнюдь не баранов).
Между прочим, храм в Альбанских горах, где происходили малые триумфы, принадлежал Юпитеру Лацийскому, а это сын Фавна. Так что без коз там никак
Кстати, существует и гипотеза о происхождении *овации* напрямую от Эвия - одного из имен Диониса (точнее, *эвоэ* - ликующие возгласы во время празднеств).
|
5470 |
vepe 20-09-2006 05:11:13 |
тьфу ты. опять эти дурацкие смайлы |
5471 |
darky 20-09-2006 14:25:28 |
Все это очень занимательно, ув. Vepe, но опять нет коз у римлян во время малого триумфа. Упоминание агнцов из Библии неуместно, так как Древний Рим был намного (на тысячелетия) позже. Ув. Vepe, вы сейчас доказываете мою неправоту (якобы), а Вам надо доказать Вашу правоту. Что Вы успешно не делаете.
И еще, если Вы про трагедию и козлов - а какие еще версии есть происхождения слова *трагедия*? Есть ли еще версии? Если нет, то *трагедия* не подходит под критерий вопроса *по одной из версий*.
Спор бессмысленный. ув. Vepe может все глубже и глубже копать в старину и Богов, а воз и ныне там.
Предлагаю закончить обсуждение - пускай арбитр решает. |
5477 |
vepe 22-09-2006 04:21:04 |
Ув. darky, не так всё просто с трагедией; бывает, что приплетают трохей. Просто не нашлось в Греции образованного чужеземца, на которого потом ссылались бы все словари
Это я к тому, что за Плутархом исстари закрепилась репутация эдакого античного Пикуля - да, занимательного, но весьма произвольно обращающегося с историческими фактами в целях этой самой занимательности. По сути, он не историк, а беллетрист. Версия же с овцой происходит, насколько я понимаю, исключительно из его писаний. К тому же он, хоть и был римским гражданином (у него было, как теперь принято говорить, двойное гражданство - афинское и римское), латынь знал поверхностно и тяжко это переживал. Своего рода комплекс неполноценности, вылившийся в навешивание лапши на уши потомкам.
Вот представьте, ув. darky, поехали бы Вы, допустим в Африку, увидели некий обряд, услышали бы при этом несколько полузнакомых и похожих между собой слов... Возможно, поделились бы своими открытиями с друзьями. А беллетрист (я всё про Плутарха толкую) не таков - он считает прямо-таки своим долгом рассказать о своих этимологических забавах всему миру.
Штука в том, что самим римлянам в голову не приходило описывать в подробностях то, что они считали само собой разумеющимся. Поэтому истина открывается как бы случайно, из слов, брошенных походя. И о том, что Фавну приносили в жертву как коз, так и ягнят, мы узнаем из стихотворения Горация (см. выше). Напомню, что все словари в этом случае упоминают исключительно коз.
И зря Вы, ув.darky, называете упоминание агнцев неуместным. Они тут как раз к месту.
(Насчет тысячелетий, кстати, это Вы загнули; тем более что Библия включает и Новый Завет). Ведь иудейская, а затем и христианская культура существовала параллельно римской, часто пересекалась с ней и в определенной мере на неё влияла. Агнцы (ягнята; тут, надеюсь, происхождение очевидно), которых мы еще называем барашками, - это общее слово для обозначения козлят и собственно барашков (см. выше цитату из Библейского словаря). Жертвенные животные - это общее выражение для близкородственных овец и коз (сами эти понятия, как показано выше, весьма условны), которое применяли древние римляне. Как правило, вид животных они не называли, кроме тех случаев, когда особая важность ситуации требовала принесения в жертву крупного животного (вола).
Малый триумф - ситуация достаточно обычная (случалась несколько раз в год) и требовала она привычной благодарственной жертвы ординарных животных (белых овец или коз). *В Риме козу приносили в жертву Ведийову [Юпитеру] так, как если бы это был человек.* (Дж.Фрэзер, *Золотая ветвь*, тоже походя, говоря о человеческих жертвоприношениях; ссылка). Фрэзер вот объединяет жертвенных животных словом *коза*.
Вообще в интернете мало серьезных источников, большинство компилятивные. А ходить каждый раз в библиотеку (наверняка какой-нибудь дотошный немец по крупицам всё собрал, начхав на Плутарха) вряд ли возможно, чай, не диссертация
|
5483 |
SergyBoiko 22-09-2006 11:35:16 |
ув. vepe не уходите от вопроса, ответьте на это:
>>И еще, если Вы про трагедию и козлов - а какие еще версии есть происхождения слова
>>*трагедия*? Есть ли еще версии? Если нет, то *трагедия* не подходит под критерий
>>вопроса *по одной из версий*.
|
5488 |
darky 22-09-2006 12:31:47 |
Между делом - в Новом Завете присутствуют уже ОВЦЫ, а не АГНЦЫ |
5490 |
inga 22-09-2006 17:22:54 |
Ухх, как интересно у вас тут) Ув. vepe, какое бы решение по протесту ни было принято, Вам Большой Респект за такое исследование.
Опять же безотносительно к протесту, но что насчет знаменитого *отделять овец от козлищ*? |
5491 |
vepe 22-09-2006 19:32:47 |
Ув. SergyBoiko,
я ответил в начале поста 5477 (трохей, вид стопы в древнегреческом стихосложении).
Ув. inga,
Вот этот фрагмент из Евангелия от Матфея: *Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.* (Мф. 25: 31-33) Из текста видно, что это метафора, к реальным животным отношения не имеющая. Святые Апостолы, вслед за Иисусом, любили изъясняться притчами. В реальной жизни пастухи часто использовали козлов в качестве водителей овечьих стад. То есть можно истолковать метафору как противопоставление вожаков (условно говоря, *богатых*) водимым (то есть *бедным*). С этим фрагментом обычно связывают другой: *Вас же, овцы Мои,- так говорит Господь Бог,- вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом.* (Иез. 34:17) и далее: *Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я Сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею.* (Иез. 34:20).
Ув. darky,
если мы будем разбираться, кто, когда и с каких языков переводил Библию, то это ещё на сотню постов история. Я и так уже, увлекшись, забыл ответить на один несложный вопрос. В результате Вы лишились реферальских
|
5492 |
darky 22-09-2006 19:49:26 |
Трохей (греч. trochaios, букв. - бегущий)
ТРАГЕДИЯ, трагедии, ж. (греч. tragoidia от tragos - козел и ode - песнь).
Нет связи Трагедии с Трохеем.
ЗЫ: Ув. Vepe, зачем Вы раскрыли секрет, что Вы мой реферал? |
5494 |
vepe 22-09-2006 20:34:16 |
Ув. darky,
а разве это страшная тайна?
Насчет трагедии я и не спорю, от козла произошла (с этого, собственно, я тему и начал).
Трохей здесь упомянут в качестве возможной альтернативы козлу, в ответ на Ваше утверждение, что не существует менее правдоподобных вариантов происхождения слова *трагедия*.
Версия с козлом - *самая правдоподобная* версия происхождения слова трагедия (то есть удовлетворяет условиям вопроса). Я тоже придерживаюсь этой версии.
Версия с трохеем - менее правдоподобная, однако заслуживающая внимания. Связь есть, и самая прямая - этот стихотворный размер использовался в ранних греческих трагедиях. Попросту говоря, трохей - это хорей, хотя ученые стиховеды обнаруживают между ними какую-то разницу.
|
Смайлы • Вернуться к списку тем • Страница 1
2
» 3 «
4
5
|
|
|
|